24.01.2013

Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым


Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым
 Карл Маркс. Из предисловия  «К критике гегелевской философии права»

По странной иронии один из самых яркив примеров того, как  смех помогает людям отбросить прошлое, связан с освобождением от коммунистических идей.  Классическим примером  использования хепенинга в политике можно считать польскую "Оранжевую альтернативу". Ее автор Вальдемар Фидрих-независимый художник из Вроцлава. Название перекликалась с голландским «Оранжевым интернационалом» - анархическим движением художников и радикальных политиков, которые будоражили все Королевство акциями, высмеивали различные табу в обществе и государстве. Своё прозвище Вальдемар заработал придя в военкомат в форме майора, на просьбы объяснить свои действия он ответил, что: «он так рад, что идет в армию, что можно он там будет майором?». После просьбы не хамить и обращаться к старшим уважительно он произвёл всех присутствующих в полковники. А сам остался майором и вместо армии отправился в психушку. Майор, будучи бунтарем от природы, принял подобные «несерьезные» методы для своей борьбы. А бороться было против чего - ведь в Польше господствовал коммунистический режим генерала Ярузельского.
Например, в 1988 году 10 тыс. человек в помаранчевых шапках гномов проводили манифестацию на улице против власти Ярузельского. Они скандировали: «Нет свободы без гномов!» (тогда, во времена «Солидарности», самый популярный лозунг в Польше был «Нет свободы без «Солидарности!»). Накануне проведения акции активисты движения украсили стены домовВроцлава изображениями гномов  в оранжевых колпаках, также раздавали листовки, в которых разъяснялось, что «социализм высоко ценит идею гномов, и не только за красный цвет их шляп». Всех призывали прийти в костюме гнома или хотя бы в оранжевом колпаке на центральную площадь. К назначенному часу собралось довольно много людей. Мероприятие проходило под общее веселье, десятки гномов в красных шляпах танцевали на городской площади, не забыли и о детях: «гномы» раздавали им леденцы и пели колыбельные.
         Милицейское начальство через мегафон потребовало разойтись, а затем отдало своим сотрудникам приказ арестовывать гномов. Но на призыв милицейского руководства откликнулись не только стражи порядка, но и «гномы», заблаговременно вступившие в добровольный резерв гражданской милиции ORMO (подобие ДНД  в СССР, в которую мог вступить любой желающий). Получив приказ арестовывать гномов, гномы из ORMO тут же нацепили повязки «дружинников» и принялись хватать друг друга и волочить к милицейским автозакам. Через некоторое время последние были полностью заполнены, в то время как у бортов машин стояли гномы, сильно обиженные нехваткой посадочных площадей, которые они требовали увеличить, продолжая при том крепко удерживать друг друга за шивороты.Успех акции обеспечила абсурдность. По словам Фридриха, «ты не можешь серьёзно относиться к полицейскому офицеру, который во время допроса спрашивает: „Почему вы приняли участие в незаконном митинге гномов?“».
           «Оранжевая альтернатива» была по - настоящему народным движением. Она не обслуживала чьи-то партийные интересы, она критиковала всех, кто пытался ограничивать свободу людей. Когда забастовочный комитет начал действовать так, как действовал коммунистическое правительство: применять цензуру, манипулировать, чтобы удержать власть, использовать студентов исключительно как средство, студенческая газета «Оранжевая альтернатива» начала высмеивать и забастовочный комитет. Комитет хотел закрыть газету, но студенты решительно выступили против этого. Поэтому Оранжевая альтернатива делала гораздо больше чем замена одной власти другой. Она помогала победить страх, ибо жизнь стереотипами тоже вызвано страхом. Люди учились переломить свой страх с помощью смеха. Это была настоящая альтернатива старому способу мышления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий