13.01.2013

Великая хартия вольностей.


15 июня 1215 года английский король Иоанн Безземельный подписал один из самых значительных в истории человечества докумментов под названим Великая хартия вольностей. До подписания документ представлял собой петицию с изложением требований баронов и называлась «Баронские статьи». Подписание Великой хартии вольностей стало результатом поражения короля в борьбе с восстанием баронов, которые были недовольны усилением королевской власти. В восстании участвовали и другие слои общества: рыцари и горожане, выступавшие в основном против увеличения налогового бремени, притеснений со стороны чиновников и неудачной внешней политики, проводимой королём. По сути, Великая хартия вольностей представляла собой договор короля с оппозицией (в основном церковно-баронской), которой гарантировалось соблюдение определённых прав и привилегий свободных сословий: церкви, баронов и купцов.
      Главное значение, которое на 8 веков  было провозглашено в Магна Карте: НЕТ НИКОГО (из живых существ, пусть даже и монархов-царей), КТО БЫЛ БЫ ВЫШЕ ЗАКОНА.
В аналогичной ситуации, когда в Московии элиты выступили против царя (Ивана Грозного) отстаивая свои права, все закончилось их поражением. Скорее всего как  английские бароны так и бояре были жестокими эксплуататорами и вполне вероятно, негодяями. И народ их интересовал исключительно как нечто подобное домашнему скоту. Однако разница в исходах событий привела к разнице в формировании институтов власти.
      В Московской, а потом в Российской традиции так и не появилось ничего, подобного традиции личной независимости дворянства. В русском языке «дворянин» — это человек не самостоятельный по определению. Человек, чье общественное положение определяется не его имуществом, не его привилегиями или правами, а тем, что он находится на боярском или княжеском дворе и несет службу. Разумеется, его положение все же лучше положения конюха или дворовой девки. Но положение дворянина имело с положением конюха больше общего, чем кажется: и тот и другой не имели никаких прав, не были самостоятельны экономически и социально и полностью зависели от воли владельца «двора». Так и не появилось ни обоюдных вассальных клятв, ни рыцарского кодекса чести, одинаково обязательного и для вассала, и для сюзерена, ни тем более составления каких-либо договоров. Соответственно, ничто не гарантировало дворянину его положения, даже если он будет нести службу самым исправным образом. Гарантия прав появляется только там, где отношения сторон строятся на договоре. И там, где есть кому проследить за условиями выполнения договора.
















Николай Неврев, "Опричники"





Комментариев нет:

Отправить комментарий