11.07.2012

За что свободолюбивые греки казнили Сократа?



Сокра́т-  древнегреческий философ, Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Обвинение было сформулировано так: «Сократ преступает законы тем, что портит молодежь, не признает богов, которых признает город, а признает знамения каких-то новых гениев»
Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям,   получил название «сократовской иронии».
              Сограждан Сократа не устраивало, что философ учил своих учеников самостоятельно мыслить, критически подходить к общепризнанным мнениям и авторитетам. 



Он мог бы покаяться в суде и получить достаточно мягкое наказание. Но он этого не сделал, он стал защищаться. Сократ сказал, что афинский народ, как тучная кобылица, которая пасется на пастбище и нуждается не в еде, которой и так много, а в оводе, который заставил бы её бегать, скакать, шевелиться. Вот он, Сократ, и был таким оводом для афинского народа. Впоследствии образ овода, как символа жалящей совести, прошел через всю европейскую культуру. Однако подобный способ защиты не понравился судьям. Большинство из них проголосовало за смертный приговор. До исполнения приговора Сократа заключили в тюрьму, из которой он мог бы легко бежать. К нему приходили его ученики с различными планами побега, но Сократ отверг все их предложения. Он предпочел принять чашу с ядом, чем, нарушив закон, бежать из своего города. Последними его словами были: «Мы должны петуха Асклепию». По обычаю, греки после выздоровления приносили богу врачевания Асклепию небольшую жертву – чаще всего – петуха. Сократ тем самым давал понять, что смотрит на земную жизнь, как на всего лишь болезнь, а на смерть, – как подлинное исцеление.

Каковы же они, основные «сократовские истины», иногда называемые принципами Сократа?
·         Высшая цель знания не теоретическая, а практическая – искусство жить.
·         Знание – это добродетель.
·         Зло порождается только не-Знанием; никто не бывает злым по доброй воле.
·         Основное занятие человека «по жизни» – это воспитание собственной души путем разумного, нравственного поведения.
·         Основным жизненным принципом является обретение истинного Знания и реальная жизнь в соответствии с этим Знанием. 
·         Нельзя научить высшим добродетелям, им можно только научиться!
·         Главные цели педагогики – освобождение человека от всех дурных внешних влияний и создание гармоничного единства его способностей и жизненных потребностей.
·         Основные принципы педагогики – отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством воспитания.
·         Процесс получения Знания (по-Знание) не менее важен, чем результат. Искреннее стремление к истинному Знанию – это уже важнейший шаг на пути раскрытия тайн человеческой души (даже если эти тайны человек никогда не сможет или не успеет разгадать!)

Дорогие друзья! Если понравился материал, поделитесь, пожалуйста, в своих сетях:


4 комментария:

  1. Скачущая вверх-вниз стрелочка раздражает, да и велика больно (больно зрению). Текст хороший, а стрелка — плохая ;)

    ОтветитьУдалить
  2. ввести в педагогические вузы

    ОтветитьУдалить
  3. Всех на госслужбе от клерка до президента следовало бы обязать наизусть заучивать максимы СОКРАТА.

    ОтветитьУдалить
  4. Текст - познавательный, стрелка раздражает немного.

    ОтветитьУдалить