12.01.2011

Инакомыслие – источник свободы

   Во всей истории человечества очень мало примеров свободы. И ее совсем там нет, если ориентироваться на современные стандарты. Но при внимательном изучении можно обнаружить РОСТКИ СВОБОДЫ. И ростком, из которого со временем выросла свобода, было инакомыслие.
   Родиной этого феномена, несомненно, является Европа. Характерной особенностью Европы почти на всем протяжении ее истории была ее политическая раздробленность. Казалось бы, раздробленность – это плохо. Нам об этом даже в школе рассказывали, а мы верили. В определенном смысле раздробленность действительно плоха. Она плоха для правителя, который хочет собирать дань с как можно большей территории. Для полководца, который мечтает обединить близлежащие племена и опираясь на их силу, захватить пол мира. Но вот для свободы, как оказалось, это хорошо. Политическая, культурная, религиозная и другие раздробленности рождали в Европе как минимум две очень важные для будущей свободы вещи:
   1)    Наличие разных точек зрения. А поскольку Европейский субконтинент был довольно маленьким, почти полностью состоял из береговых линий и побережья рек, что облегчало путешествия, то все эти мнения были общедоступными. История знает несколько попыток построить однообразную, подчиненную единому мнению Европу, и все они оказались неудачными.
   2)    Ограниченность любого рода запретов. Проиллюстрирую важность этого примером из другого уголка планеты. В XIV веке китайские мореходы уже умели строить прекрасные корабли и совершать дальние морские путешествия. Есть даже версия , что они достигли берегов Америки. Но тут император запретил дальние морские путешествия. Его власть была абсолютна, приказ был выполнен неукоснительно, и в результате эпоху великих географических открытий начали не китайцы, а европейцы.
   Так вот, в Европе подобный запрет был невозможен. Представьте себе, что какой – то европейский монарх начинает притеснять мыслителя, живущего на его территории – Леонардо, например, или Вольтера. Если мыслитель не только умный, но и расторопный, он может отъехать километров на пятьдесят в сторону, а там уже другой государь, часто более покладистый. В Азии у мыслителя всегда выбор был меньше. Он мог:
А) абстрагироваться от любых форм участия в жизни общества (что часто и делали)
Б) служить правителю верой и правдой
В) возразить правителю и умереть
   В Европе если бы монарх запретил Колумбу плыть, Америку открыли бы не испанцы, а португальцы, голландцы, англичане. Итог не меняется.





Модели китайского и европейского кораблей XIV века


Наверняка в государствах Азии рождались люди, которые мыслили иначе и которые хотели поделиться своей точкой зрения. Но только в Европе части из них удалось выжить. В результате у европейцев еще в незапамятные времена была возможность если не выбирать между разными точками зрения,  то хотя бы слышать их. Кроме того были независимые города, феодальные замки, торговые союзы и многое другое, что размывало единство власти.  Даже в религиозной жизни господствующая церковь никогда не сливалась с властью, что было нормой в Азии. Всегда церковь и светская власть с переменным успехом боролись за монополию влияния на умы людей. От инакомыслия еще далеко до свободы, но без него никак. Прежде чем свобода появляется в реальности, она должна возникнуть в мыслях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий